Недовольные угольные компании, высокие тарифы которых послужили причиной бойкота, привели к серьезным финансовым потерям для ОАО РЖД. Глава госкомпании Олег Белозеров выразил свою обеспокоенность в письме первому вице-премьеру Андрею Белоусову, отметив, что погрузка угля в указанный терминал снизилась на 41,7 процента в январе.
Этот конфликт привел к серьезным последствиям не только для компаний, но и для всей инфраструктуры портов. Не только угольные компании страдают от потерь, но и ОАО РЖД теряет возможность вложить средства в развитие инфраструктуры. Это может негативно сказаться на экономике региона и на перевозках в целом.Ситуация с бойкотом терминала ОТЭКО в Тамани требует немедленного разрешения и поиска компромисса между участниками конфликта. Необходимо найти решение, которое удовлетворит как интересы угольных компаний, так и потребности развития инфраструктуры портов, чтобы избежать дальнейших потерь и проблем в сфере грузоперевозок.Тема: Проблемы логистики и транспортировки угля на китайский рынокПроблема логистических затрат при продаже угля на китайском рынке ставит под угрозу прибыльность для грузоотправителей. Это создает конфликт интересов между производителями и железными дорогами, которые сталкиваются с убывающими доходами.
Сами грузоотправители объясняют, что текущие логистические издержки делают продажу угля в Китае невыгодной. Однако для железных дорог конфликт приводит к выпадающим доходам, которые нужно компенсировать.
Белозеров считает, что решением могли бы стать контракты по типу ship-or-pay («вези или плати»), в рамках которых монополия все равно получала бы средства. При этом глава РЖД указал, что компания неоднократно пыталась договориться с ОТЭКО по поводу таких договоров, но владельцы терминала отказывались.
Возможным решением проблемы может быть разработка более эффективных логистических схем и согласование условий контрактов между участниками логистической цепи. Необходимо также учитывать интересы всех сторон и искать компромиссные решения для устранения конфликтов.
Тема соглашений соответствующего формата актуальна уже несколько лет. В мае 2023 года законопроект о таких соглашениях был отозван из Госдумы, несмотря на то, что правительство внесло его в 2021 году.Однако в ОТЭКО отказываются платить за отсутствие желания угольных компаний пользоваться услугами порта. По данным источника на рынке, РЖД обещали перевезти в Тамань более 90 миллионов грузов, хотя мощность порта была спланирована на уровне 60 миллионов тонн, но на деле объем перевозок оказывается в три раза меньше.Михаил Бурмистров, глава «Infoline-Аналитики», подчеркивает, что на юге России наблюдается уникальная ситуация, которая требует внимательного анализа и принятия соответствующих мер.Эксперт в области портов и логистики подчеркивает, что отсутствие конкуренции у ОТЭКО может негативно сказаться на развитии отрасли. Помимо этого, строительство новых терминалов сталкивается с проблемой ограниченной мощности уже существующего терминала. Важно учитывать, что разрешение конфликта между портом и угольными компаниями требует вмешательства государства, чтобы обеспечить справедливое и эффективное решение для всех сторон. Кроме того, необходимо провести анализ рыночной ситуации и потенциала для развития конкуренции в сфере портовых услуг и терминалов, чтобы создать более благоприятные условия для инвестиций и роста отрасли.