«Я играл женщину, которая оказалась мужчиной»: откровенный разговор с актёром Эльдаром Шамиковым-Дасаевым

«Я играл женщину, которая оказалась мужчиной»: откровенный разговор с актёром Эльдаром Шамиковым-Дасаевым

Интервью

/

Театр и кино — это не просто искусство, а целая жизнь, полная перевоплощений, эмоций и неожиданных ролей. Но лишь единицы находят здесь своё истинное призвание. Один из них — Эльдар Шамиков-Дасаев, актёр театра и кино, ведущий классических концертов и педагог. В эксклюзивном интервью он рассказал о своём пути в профессии, сложных ролях, антрепризах и о том, почему актёрское мастерство полезно даже тем, кто никогда не выйдет на сцену.

«Я разыгрывал сцены перед зеркалом»: как начинался путь в актёрской профессии 

— Эльдар, как Вы пришли в мир театра и кино? Что вдохновило Вас на этот выбор?
— С самого детства я занимался бальными танцами и учился играть на фортепиано в музыкальной школе. Однако меня всегда привлекала театральная сфера, и я начал пробовать свои силы на сцене в различных театральных постановках. Я выступал и как режиссер, и как актер, и это меня очень вдохновляло.
После окончания школы я решил поступить в театральный вуз, чтобы стать актером. В то же время я часто ходил в кинотеатры на выходных и каникулах. Особенно мне запомнился фильм «Волшебная лампа Аладдина», который я смотрел по несколько раз. Приходя домой, я инсценировал его, разыгрывая сцены перед зеркалом. Это было примерно в четвертом-пятом классе. Я запоминал все мизансцены и слова, и повторял их, когда оставался один. Не знаю, с чем это было связано, но меня всегда привлекала актерская работа.

В антрепризах можно сыграть Гамлета, а в театре — только массовку

— Вы активно участвуете в антрепризах и ведёте концерты. Как Вы оцениваете работу на таких площадках по сравнению с традиционным театром?
— В антрепризах у меня есть возможность сыграть заветную роль. В репертуарном театре режиссёр-постановщик может не увидеть вас в этой роли, и тогда вы сможете играть только в детских спектаклях или выходить в массовке. А сыграть Гамлета, например, остаётся только мечтой.
В антрепризах же, когда собираются актёры из разных театров, роль уже нацелена на ваш типаж. Вы создаёте спектакль вместе с актёрами, которые становятся вашими друзьями. Мы ездим на гастроли и показываем спектакли на различных фестивалях. Кроме того, мне очень нравится вести концерты.

Вести концерт — это не просто читать текст

— Как официальный ведущий Таганского парка, какие мероприятия Вам особенно запомнились? Что Вы считаете важным в роли ведущего?
— В парке я тоже иногда веду различные мероприятия. Это концерты, приуроченные к различным датам и праздникам. Здесь я выступаю не только как ведущий, но и как режиссёр: пишу сценарии, делаю очередность. Это очень многоплановая и разнообразная работа, не просто быть ведущим.
Когда я веду классические концерты на других площадках, мне дают текст, который я объявляю. Здесь же, в парке, я веду сборные концерты и фестивали, и работа становится более интересной. Да, она сложная, но очень увлекательная. В этом ты даже развиваешься.

Театральная студия — это не только для будущих актёров

— Вы преподаёте в театральной студии Таганского парка. Чему учите своих студентов? 
— Моя преподавательская деятельность уже давно и успешно продолжается. Я педагог по сценической речи, и в парке я решил создать более расширенную студию. Здесь мы занимаемся актёрским мастерством и пластикой, чтобы ребята могли играть на зрителя. Сначала мы ставим небольшие отрывки, а потом уже большие спектакли. Это развивает их, помогает раскрепоститься перед зрителями, а им самим становится интересно.
В актёрском мастерстве есть этюды, которые развивают память, внимание и работу с партнёром на сцене. Это очень важно и полезно. Даже если человек не работает актёром и никогда им не станет, занятия театром в нашей студии всё равно развивают его духовно и физически. У него появляются другие эмоции и понимание, как вести себя в жизни.
Я всегда радуюсь своим ученикам, когда они постепенно, через пот и труды, добиваются красивого конечного результата. Это дорогого стоит, и они молодцы! Самое важное, чтобы они сами понимали, что растут в этом.

Моя первая роль в кино — культовый «ДМБ»

— Вы участвовали в таких проектах, как «Ищейка», «След» и «ДМБ». Какие роли стали для Вас наиболее значимыми и почему?
— «ДМБ» — это моя первая работа в кино, когда я ещё был студентом ГИТИСа. Мне было приятно, но я понимал, что мне есть куда расти как актёру. Когда я смотрел на свои ранние роли, то удивлялся: «Как так можно было играть? Это просто ужасно». Постепенно я стал лучше держать себя в форме и старался развиваться.
Но я благодарен судьбе за «ДМБ». Этот фильм стал культовым, и независимо от того, насколько хорошо я сыграл свою роль, он запомнился зрителям. Что касается других проектов, таких как «След», «Ищейка», «Тайны дворцовых переворотов», «Москва. Три вокзала» и других, они тоже были мне интересны. В каждой из этих ролей я старался внести что-то новое и стать лучше.
Особенно сложной была роль в фильме «Ищейка». Мне нужно было сыграть женщину, которая на самом деле оказывается мужчиной. Это был интересный опыт, где мне пришлось проявить тонкость и умение перевоплощаться.

«У меня нет особых ритуалов. Только зеркало и заучивание текста»

— Как Вы готовитесь к своим ролям? Есть ли у Вас особые ритуалы или методики?
— У меня нет особых ритуалов или методик. Если это кино, то приходится просто заучивать текст. В театре так же: сначала нужно выучить текст, а потом уже запоминать мизансцены и делать то, что хочет режиссёр.
Когда я заучиваю текст для кино, я часто делаю это перед зеркалом. Это помогает мне лучше понять свои эмоции и психофизику. Затем я приношу этот опыт на площадку. Иногда что-то получается удачно, а иногда менее успешно.
— Расскажите о своих ближайших проектах. Чем вы планируете удивить зрителей в будущем?
— Я пока не могу сказать точно, чем буду удивлять зрителей в будущем. У меня есть наметки на следующий театральный проект, но пока что это только идея, которую мы обсуждаем с режиссёром и актёрами. Когда мы прочитаем произведение, тогда и будем решать, как развивать проект.

«Не ждите больших гонораров — беритесь даже за бесплатные проекты»

— Какие советы Вы бы дали молодым актёрам, которые только начинают свою карьеру в театре и кино?
— Мне трудно давать советы молодым актёрам. Нужно дерзать и пробовать. Только опыт поможет вам понять, что работает, а что нет.
Когда я учился в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, нам говорили, что оценка по технике речи и дикторскому мастерству не всегда отражает реальную работу. В эфир можно выйти и отработать на три с минусом, а не на пять. То же самое и в театре — нужно работать, чтобы набраться опыта.
Я всегда соглашался на малобюджетные и бесплатные проекты, потому что это был опыт. Я понимал, что каждый новый режиссёр, новая пьеса или киноработа помогают мне расти как актёру. Нельзя ждать ролей в театре и кино только за большие гонорары — это ошибка.
Кстати, я считаю, что работа ведущего концертов — это тоже актёрская работа. Я играю ведущего в предлагаемых обстоятельствах: вот зал, вот зритель, вот оркестр, солисты, и я должен их объявить. Поэтому я выхожу на сцену не так, как обычный человек в жизни.

Общество

Китайский рынок остаётся ключевым для российских компаний несмотря на сложности

Китайский рынок остаётся ключевым для российских компаний несмотря на сложности

Почему выход OpenAI на биржу стал главной темой обсуждения

Почему выход OpenAI на биржу стал главной темой обсуждения

Станислав Кондрашов: три шага, которые помогут вам нанять идеального сотрудника

Станислав Кондрашов: три шага, которые помогут вам нанять идеального сотрудника

Политика

Депутат Ирина Филатова: В РФ запретят пропаганду отказа от рождения детей

Депутат Ирина Филатова: В РФ запретят пропаганду отказа от рождения детей

Александра Машкова-Благих: Система образования нуждается в реформах

Александра Машкова-Благих: Система образования нуждается в реформах

Кто и зачем пытается закрыть павильон Молдова на ВДНХ?

Кто и зачем пытается закрыть павильон Молдова на ВДНХ?

Интервью

Косметология: Искусство молодости и здоровья кожи — интервью с Юлией Филатовой, основателем бренда FORKOSMO

Косметология: Искусство молодости и здоровья кожи — интервью с Юлией Филатовой, основателем бренда FORKOSMO

Лилия Бальц, основатель студии «Рапунцель»: как наращивание волос помогает звездам покорять мир медиа

Лилия Бальц, основатель студии «Рапунцель»: как наращивание волос помогает звездам покорять мир медиа

Севак Барсегян: Стоматология как искусство преображения

Севак Барсегян: Стоматология как искусство преображения

Последние
новости

Китайский рынок остаётся ключевым для российских компаний несмотря на сложности

Почему выход OpenAI на биржу стал главной темой обсуждения

Станислав Кондрашов: три шага, которые помогут вам нанять идеального сотрудника

Выбор
редакции

Новости — это важно!

Ксения Кацман

Главный редактор и учредитель
объединенных медиа «Рустрибуна»