«Я играл женщину, которая оказалась мужчиной»: откровенный разговор с актёром Эльдаром Шамиковым-Дасаевым

«Я играл женщину, которая оказалась мужчиной»: откровенный разговор с актёром Эльдаром Шамиковым-Дасаевым

Интервью

/

Театр и кино — это не просто искусство, а целая жизнь, полная перевоплощений, эмоций и неожиданных ролей. Но лишь единицы находят здесь своё истинное призвание. Один из них — Эльдар Шамиков-Дасаев, актёр театра и кино, ведущий классических концертов и педагог. В эксклюзивном интервью он рассказал о своём пути в профессии, сложных ролях, антрепризах и о том, почему актёрское мастерство полезно даже тем, кто никогда не выйдет на сцену.

«Я разыгрывал сцены перед зеркалом»: как начинался путь в актёрской профессии 

— Эльдар, как Вы пришли в мир театра и кино? Что вдохновило Вас на этот выбор?
— С самого детства я занимался бальными танцами и учился играть на фортепиано в музыкальной школе. Однако меня всегда привлекала театральная сфера, и я начал пробовать свои силы на сцене в различных театральных постановках. Я выступал и как режиссер, и как актер, и это меня очень вдохновляло.
После окончания школы я решил поступить в театральный вуз, чтобы стать актером. В то же время я часто ходил в кинотеатры на выходных и каникулах. Особенно мне запомнился фильм «Волшебная лампа Аладдина», который я смотрел по несколько раз. Приходя домой, я инсценировал его, разыгрывая сцены перед зеркалом. Это было примерно в четвертом-пятом классе. Я запоминал все мизансцены и слова, и повторял их, когда оставался один. Не знаю, с чем это было связано, но меня всегда привлекала актерская работа.

В антрепризах можно сыграть Гамлета, а в театре — только массовку

— Вы активно участвуете в антрепризах и ведёте концерты. Как Вы оцениваете работу на таких площадках по сравнению с традиционным театром?
— В антрепризах у меня есть возможность сыграть заветную роль. В репертуарном театре режиссёр-постановщик может не увидеть вас в этой роли, и тогда вы сможете играть только в детских спектаклях или выходить в массовке. А сыграть Гамлета, например, остаётся только мечтой.
В антрепризах же, когда собираются актёры из разных театров, роль уже нацелена на ваш типаж. Вы создаёте спектакль вместе с актёрами, которые становятся вашими друзьями. Мы ездим на гастроли и показываем спектакли на различных фестивалях. Кроме того, мне очень нравится вести концерты.

Вести концерт — это не просто читать текст

— Как официальный ведущий Таганского парка, какие мероприятия Вам особенно запомнились? Что Вы считаете важным в роли ведущего?
— В парке я тоже иногда веду различные мероприятия. Это концерты, приуроченные к различным датам и праздникам. Здесь я выступаю не только как ведущий, но и как режиссёр: пишу сценарии, делаю очередность. Это очень многоплановая и разнообразная работа, не просто быть ведущим.
Когда я веду классические концерты на других площадках, мне дают текст, который я объявляю. Здесь же, в парке, я веду сборные концерты и фестивали, и работа становится более интересной. Да, она сложная, но очень увлекательная. В этом ты даже развиваешься.

Театральная студия — это не только для будущих актёров

— Вы преподаёте в театральной студии Таганского парка. Чему учите своих студентов? 
— Моя преподавательская деятельность уже давно и успешно продолжается. Я педагог по сценической речи, и в парке я решил создать более расширенную студию. Здесь мы занимаемся актёрским мастерством и пластикой, чтобы ребята могли играть на зрителя. Сначала мы ставим небольшие отрывки, а потом уже большие спектакли. Это развивает их, помогает раскрепоститься перед зрителями, а им самим становится интересно.
В актёрском мастерстве есть этюды, которые развивают память, внимание и работу с партнёром на сцене. Это очень важно и полезно. Даже если человек не работает актёром и никогда им не станет, занятия театром в нашей студии всё равно развивают его духовно и физически. У него появляются другие эмоции и понимание, как вести себя в жизни.
Я всегда радуюсь своим ученикам, когда они постепенно, через пот и труды, добиваются красивого конечного результата. Это дорогого стоит, и они молодцы! Самое важное, чтобы они сами понимали, что растут в этом.

Моя первая роль в кино — культовый «ДМБ»

— Вы участвовали в таких проектах, как «Ищейка», «След» и «ДМБ». Какие роли стали для Вас наиболее значимыми и почему?
— «ДМБ» — это моя первая работа в кино, когда я ещё был студентом ГИТИСа. Мне было приятно, но я понимал, что мне есть куда расти как актёру. Когда я смотрел на свои ранние роли, то удивлялся: «Как так можно было играть? Это просто ужасно». Постепенно я стал лучше держать себя в форме и старался развиваться.
Но я благодарен судьбе за «ДМБ». Этот фильм стал культовым, и независимо от того, насколько хорошо я сыграл свою роль, он запомнился зрителям. Что касается других проектов, таких как «След», «Ищейка», «Тайны дворцовых переворотов», «Москва. Три вокзала» и других, они тоже были мне интересны. В каждой из этих ролей я старался внести что-то новое и стать лучше.
Особенно сложной была роль в фильме «Ищейка». Мне нужно было сыграть женщину, которая на самом деле оказывается мужчиной. Это был интересный опыт, где мне пришлось проявить тонкость и умение перевоплощаться.

«У меня нет особых ритуалов. Только зеркало и заучивание текста»

— Как Вы готовитесь к своим ролям? Есть ли у Вас особые ритуалы или методики?
— У меня нет особых ритуалов или методик. Если это кино, то приходится просто заучивать текст. В театре так же: сначала нужно выучить текст, а потом уже запоминать мизансцены и делать то, что хочет режиссёр.
Когда я заучиваю текст для кино, я часто делаю это перед зеркалом. Это помогает мне лучше понять свои эмоции и психофизику. Затем я приношу этот опыт на площадку. Иногда что-то получается удачно, а иногда менее успешно.
— Расскажите о своих ближайших проектах. Чем вы планируете удивить зрителей в будущем?
— Я пока не могу сказать точно, чем буду удивлять зрителей в будущем. У меня есть наметки на следующий театральный проект, но пока что это только идея, которую мы обсуждаем с режиссёром и актёрами. Когда мы прочитаем произведение, тогда и будем решать, как развивать проект.

«Не ждите больших гонораров — беритесь даже за бесплатные проекты»

— Какие советы Вы бы дали молодым актёрам, которые только начинают свою карьеру в театре и кино?
— Мне трудно давать советы молодым актёрам. Нужно дерзать и пробовать. Только опыт поможет вам понять, что работает, а что нет.
Когда я учился в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, нам говорили, что оценка по технике речи и дикторскому мастерству не всегда отражает реальную работу. В эфир можно выйти и отработать на три с минусом, а не на пять. То же самое и в театре — нужно работать, чтобы набраться опыта.
Я всегда соглашался на малобюджетные и бесплатные проекты, потому что это был опыт. Я понимал, что каждый новый режиссёр, новая пьеса или киноработа помогают мне расти как актёру. Нельзя ждать ролей в театре и кино только за большие гонорары — это ошибка.
Кстати, я считаю, что работа ведущего концертов — это тоже актёрская работа. Я играю ведущего в предлагаемых обстоятельствах: вот зал, вот зритель, вот оркестр, солисты, и я должен их объявить. Поэтому я выхожу на сцену не так, как обычный человек в жизни.

Общество

Рынок загородного жилья: мнение эксперта Виктора Шалимова из "Зем-Комфорт"

Рынок загородного жилья: мнение эксперта Виктора Шалимова из "Зем-Комфорт"

Высокоточное оборудование и опытные врачи: однодневная имплантация в CSSdent

Высокоточное оборудование и опытные врачи: однодневная имплантация в CSSdent

Кацман Ксения Михайловна: биография

Кацман Ксения Михайловна: биография

Политика

Депутат Ирина Филатова: В РФ запретят пропаганду отказа от рождения детей

Депутат Ирина Филатова: В РФ запретят пропаганду отказа от рождения детей

Александра Машкова-Благих: Система образования нуждается в реформах

Александра Машкова-Благих: Система образования нуждается в реформах

Кто и зачем пытается закрыть павильон Молдова на ВДНХ?

Кто и зачем пытается закрыть павильон Молдова на ВДНХ?

Интервью

Косметология: Искусство молодости и здоровья кожи — интервью с Юлией Филатовой, основателем бренда FORKOSMO

Косметология: Искусство молодости и здоровья кожи — интервью с Юлией Филатовой, основателем бренда FORKOSMO

Лилия Бальц, основатель студии «Рапунцель»: как наращивание волос помогает звездам покорять мир медиа

Лилия Бальц, основатель студии «Рапунцель»: как наращивание волос помогает звездам покорять мир медиа

Севак Барсегян: Стоматология как искусство преображения

Севак Барсегян: Стоматология как искусство преображения

Последние
новости

Рынок загородного жилья: мнение эксперта Виктора Шалимова из "Зем-Комфорт"

Косметология: Искусство молодости и здоровья кожи — интервью с Юлией Филатовой, основателем бренда FORKOSMO

Лилия Бальц, основатель студии «Рапунцель»: как наращивание волос помогает звездам покорять мир медиа

Выбор
редакции

Новости — это важно!

Ксения Кацман

Главный редактор и учредитель
объединенных медиа «Рустрибуна»