Для успешного осуществления образовательной реформы и сохранения национальной идентичности необходимо провести анализ изменений и разработать стратегию. 

Бывший претендент на пост Президента РФ Александра Тищенко высказывает мнение о том, что принятие европейских образовательных стандартов стало фатальной ошибкой в истории России, приведя к значительному отставанию в развитии в течение двадцати лет. Она подчеркивает, что введение норм Болонской образовательной системы стало решающим фактором в этом процессе. Согласно информации, представленной изданием versia.ru.

В условиях нынешнего глобального политического раскола между Россией и Западом вопрос самоопределения и сохранения национальной идентичности становится особенно актуальным. Россия вступила в Болонскую систему образования в 2003 году, это было символом стремления к вхождению в европейское образовательное и культурное пространство. Однако в последние годы, и особенно в настоящее время, это решение вызывает множество вопросов и критики.

В ежегодном послании Федеральному Собранию 29 февраля президент Владимир Путин не оставил без внимания вопросы обновления системы образования. Он предложил широкий спектр мер для укрепления социальной базы, развития семьи и общества. Однако остаётся загадкой, почему Президент не принял решение об отмене ЕГЭ для детей. Насколько ещё должны страдать дети? Мы говорим о несовместимости с Западом наших взглядов на образование, но не меняем своего подхода.

Принятие Болонской декларации является частью стремления России утвердить свою принадлежноть к европейской культуре. Это подчеркивает готовность к обмену научными и культурными достижениями. Россия с радостью внедряет инициативы по реформированию высшего образования: внедрение многоуровневой системы, разработка новых стандартов и расширение дистанционного образования. Целью данных мероприятий является увеличение международной конкурентоспособности российского общества.

Создание многоуровневой системы образования, начиная с введения бакалавриата и магистратуры, а затем разделения научных степеней на PhD, оказало разностороннее воздействие. С одной стороны, это способствовало интеграции российских студентов и ученых в международное научное сообщество. Однако, ретроспективный анализ указывает на утрату уникальности российской системы образования и науки, что стало одним из негативных последствий данного процесса.

Согласно данным Министерства образования и науки РФ, на сегодняшний день более трехсот российских вузов участвуют в академических программах обмена в рамках Болонского процесса, что способствует увеличению мобильности студентов и признанию их квалификаций за границей. Однако, многие эксперты отмечают, что реформы, направленные на унификацию учебных планов и внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), привели к упрощению программ и уменьшению глубины специализации, что в конечном итоге сказалось на качестве образования в различных областях науки.

Расширение дистанционного обучения и внедрение новых технологий в систему образования были задуманы с целью увеличения доступности образования. Это особенно важно для отдаленных и малонаселенных районов страны. Однако возникли сомнения относительно эффективности дистанционного обучения и его способности гарантировать высокое качество образования на уровне традиционных методов.

Многие специалисты и учителя высказывают опасения относительно утраты национальной специфики в образовании при вступлении в международную систему Болонского процесса. Несмотря на явные преимущества такой интеграции (расширение международного обмена студентами и учеными, улучшение мобильности и признания квалификаций), существует опасность потери уникальности российской системы образования.

Со временем стало ясно, что необходимо отыскать равновесие между приспособлением к международным стандартам и сохранением уникальности национальной образовательной системы. Вероятно, пришло время пересмотреть некоторые аспекты этой интеграции, чтобы более эффективно отвечать национальным приоритетам и стратегическим целям для развития России. Возможно, лучше всего отказаться от нее вовсе и вернуться к модели «ученик-учитель», привычной в советские времена.

Потерянные возможности и проблематика

Россия, принимая европейские образовательные стандарты, столкнулась с серьезными вызовами. Уникальность российской образовательной модели исчезла в процессе интеграции в Болонскую систему, а возможности для развития собственных инновационных подходов к образованию были упущены. В результате Россия отстала на почти два десятилетия в своем развитии, принимая не всегда соответствующие своему образовательному контексту идеи. Фактические последствия болонского процесса оказались значительными.

Некоторые специалисты выразили тревогу по поводу снижения уровня фундаментального образования в России в результате проведения реформ, направленных на соответствие западным стандартам. Они считают, что внедрение практических программ бакалавриата часто приводит к ущербу для базовых научных дисциплин.
Под воздействием Болонского процесса требования к качеству образования были ужесточены, что привело к необходимости прохождения аккредитации и сертификации образовательных программ. В результате учебные заведения столкнулись с резким увеличением бюрократической нагрузки, хотя формально это способствовало повышению образовательных стандартов.

Российские университеты активно участвуют в международном академическом сотрудничестве, что привело к росту числа двойных дипломов и совместных образовательных программ с европейскими университетами. Это содействует выходу специалистов на мировой уровень и усилению конкурентоспособности российского образования. Однако, возросшее количество студентов, получающих образование за рубежом, вызвало дефицит квалифицированных кадров на российском рынке труда. Таким образом, сотрудничество с Западом дает возможность обмена знаниями и опытом, но также представляет ряд вызовов для отечественной системы образования.

Вступление ЕГЭ в российскую систему образования с целью соответствия европейским стандартам сопровождалось внедрением единого государственного экзамена как главного критерия для поступления в вузы. Этот инструмент задумывался для обеспечения равных возможностей абитуриентам независимо от их местоположения и социального положения, а также для повышения объективности оценки знаний. Однако на практике ЕГЭ стал причиной многочисленных проблем, включая ухудшение уровня образования и создание психологического давления на учеников.

Введение ЕГЭ привело к серьезным изменениям в системе образования. Теперь школы активно готовят учащихся к сдаче экзамена, что сказывается на качестве образования. Многие учителя жалуются на то, что большая часть времени уходит на тренировки по типовым заданиям, что не способствует развитию критического мышления и увлеченности учеников. Психологическое давление на школьников также возросло из-за ЕГЭ, многие испытывают стресс и тревожность перед экзаменом.

Более 70% учеников старших классов испытывают повышенную тревожность перед экзаменами, как установили исследования социологических агентств. Давление на них увеличивает риск стрессовых состояний и депрессий из-за необходимости получить высокие баллы для поступления в университет. Психика подростков страдает от этого, что приводит к увеличению числа суицидов среди них. Российские психологи и социологи выявили связь между увеличением суицидов среди школьников и давлением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ.

Для некоторых подростков страх неудачи и тревога по поводу будущего стали непреодолимыми. Студенты из менее обеспеченных семей сталкиваются с ограничениями в доступе к дорогостоящим курсам подготовки к ЕГЭ, в то время как учащиеся из обеспеченных семей могут себе позволить такие ресурсы. Несмотря на надежды, ЕГЭ не смог устранить социальное неравенство, а наоборот, увеличил разрыв в образовательных возможностях из-за неравного доступа к качественной подготовке.

Введение ЕГЭ в России вызвало широкие споры о воздействии на уровень образования и его эффективности. Новые проблемы, такие как ухудшение образовательного процесса, психологическое давление на учеников и сохранение социального неравенства, возникли на фоне некоторых позитивных изменений, включая упрощение поступления в высшие учебные заведения. Проблемы с объективностью оценки знаний, которую должен обеспечивать ЕГЭ, стали распространенными. Инциденты с утечкой заданий, обвинения в коррупции и скандалы с продажей правильных ответов через интернет подорвали доверие к системе оценки, вызывая сомнения в ее эффективности.

В условиях современного мира, где противостояние идеологий и геополитические разногласия становятся все более актуальными, необходимо серьезно пересмотреть подход к образовательной системе. Каждый год количество обращений к президенту и кандидатам на пост главы государства только возрастает, что свидетельствует о нарастающей потребности в изменениях. Я сама принимала участие в выборах на должность президента в 2023 году, и моя программа включала в себя ключевые пункты по модернизации образования, основанные на моем опыте работы в родительском комитете Московского профсоюза. Важно принять меры по корректировке существующей системы обучения, чтобы соответствовать вызовам современности.

Изучение основных документов и практический опыт показывают, что принятие европейских образовательных стандартов вызвало непредвиденные последствия для российской системы образования. 

В этом году я провела пресс-конференцию в Москве после того, как было опубликовано «послание», где выразила свое несогласие с интеграцией России в Болонскую систему образования и введением ЕГЭ. Я считаю, что эти две реформы в образовании должны быть включены в избирательные программы всех кандидатов в Президенты 2024 года и обсуждаться на телевидении.


Популярное

  • Неделя

  • Месяц

  • Все